Направленность Программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстрак-ции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логи-ческому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений. Г.Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщенно структурируется свойства, связи и отношения предметов и явлений; на их ос-нове в дальнейшем у ребенка возникают научные понятия.
Использование логико-математических игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа интеллектуально развития детей 5-7 лет «Клуб интеллектуалов».
Отличительные особенности Программы: в основе программы «Клуб интеллек-туалов» заложена система развивающих игр с логическими блоками З.Дьенеша, палочка-ми Х.Кюизенера. Со второй половины года воспитанники знакомятся игровой технологией В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Адресат Программы: программа адресована дошкольникам 5-7 лет.
Для воспитанников 5-6 лет характерно проявление интереса к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению творческих задач. Определяют местонахож-дение предметов, их количество, удаленность друг от друга. Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие ре-зультаты, проявляют способность к целеполаганию.
Воспитанники 6-7 лет проявляют интерес к действиям с числами, решению ариф-метических и логических задач, способны осуществлять самоконтроль и самооценку. Вы-сказываются о сущности явлений и закономерностях, планируют последовательность дей-ствий. Ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых и практических ситуациях.
Объём, режим занятий, срок освоения Программы
Возраст | Продолжительность одного занятия | Всего часов в неделю | Всего часов в год |
5-6 лет | 30 минут | 1 | 32 |
6-7 лет | 30 минут | 1 | 32 |