Дополнительная общеобразовательная программа "Веселый пластилин" (скачать программу)
Направленность: художественная.
Актуальность. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения соб-ственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего до-школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит опреде-ленную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемам пластилинографии, доступность в восприятии детьми всех разделов программы, за счет элементарности построения занятия, смена видов деятельности обеспечивает интегрированный характер обучения. Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты стимулируют желание заниматься определённым видом деятельности в течении продолжительного времени. Использование разнообразного арсенала конкретных методов и приёмов, направленных на эффективное освоение навыков включающих выполнение тонких координированных движений руки дошкольников.
Адресат Программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография» рассчитана на работу с детьми от 3 до 4 лет. Это время наиболее бурного развития ребенка. В этом возрасте у детей развивается эстетическое восприятие, художественно-творческие способности, умение рассматривать предметы называть их форму (круглая, овальная, прямоугольная квадратная, треугольная), цвет (его оттенки), величину (как предмета в целом, так и частей). В этом возрасте дети стремятся самостоятельно ис-пользовать некоторые способы лепки и украшать вылепленные изделия узорами и допол-нительным материалом. Они владеют навыками и приемами в лепке, знают правила техники безопасности при работе с инструментами.
Объём Программы: 31 час.
Срок реализации Программы: 7 месяцев с ноября по май (31 неделя).
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Особенности организации образовательного процесса: занятия с детьми групповые, тематические.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи программы:
1. Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
2. Учить работать на заданном пространстве.
3. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
4. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
6. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллек-тивных работах.
7. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.