Направленность Программы – художественная.
Актуальность Программы - на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое и психическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. На-блюдения показывают, что социально-психологические особенности дошкольников пред-полагают стремление детей участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом обеспечивается оптимальный баланс совместных и самостоятельных действий детей. Однако в последние десятилетия все большее внимание привлекают детские стрессы, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за насыщенности воспитательно-образовательного процесса. Как же мы, взрослые, можем помочь ребенку? И здесь нам может помочь игры с кинетическим песком. Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка
- взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние;
- с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой мото-рики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения;
- игры с кинетическим песком способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти;
- ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа);
- ребенок учится понимать себя и других;
- закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Игры с кинетическим песком – это возможность выразить то, для чего трудно по-добрать словами, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия
Отличительные особенности программы - заключается в использовании сказкотерапии и песочной терапии как способа уравновешивания эмоционального состояния ребенка, выражения его душевных переживаний, освобождения от страхов, избавления от психологического напряжения, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками. Дополнительная общеобразовательная программа «Живой песок-2» разработана на основе авторской программы А.Р. Валиевой «Игры на песке».
Адресат Программы - данная программа адресована детям 2-3 лет.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Объём программы: 32 часа.
Сроки освоения Программы: 8 месяцев с октября по май (32 недели).
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 15 минут.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся сюжетно-игровые, практические со всей групповой воспитанников.
Цель Программы – развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания образов.
Задачи:
1. Познакомить с основными свойствами песка.
2. Обучить детей различным игровым действиям на песке с использованием природного и бросового материалов, игрушек - миниатюр, разнообразных формочек и т.д.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
4. Способствовать снятию мышечной напряженности, стабилизации эмоционального состояния, преодолению страхов, выработке умения передавать свои ощущения вербальным и невербальным способом.
5. Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательности.